Сочагин Виктор Ефимович

  Участник Сталинградской битвы
Год рождения: 1918. Призван Казанским ГВК.
Старший лейтенант. Умер в апреле 1978 г. 
Из воспоминаний: «Первый раз я был призван в Советскую Армию в декабре 1941 года. Три месяца находился в г. Казань на военном заводе №40. После гарнизонной проверки был отпущен домой. Второй раз меня призвали 20 ноября 1942 года и направили на учебу в Арзамасское пулеметно-минометное училище. Там я находился несколько дней и был направлен в стрелковый полк. Здесь пробыл неделю и в числе 43 комсомольцев был направлен в г. Москву в штаб формирования гвардейских минометных частей. 
  Отсюда меня направили в 314-й Гвардейский минометных полк. В составе этого полка я прошел по дорогам войны от Сталинграда до Берлина и Праги. Я участвовал в боях за Родину на трех фронтах: Донском, Брянском, Первом Украинском. Наш полк в декабре месяце был отправлен на уничтожение окруженной под Сталинградом немецкой армии фельдмаршала Паулюса. Командовал нашим полком гвардии подполковник Скирда – очень смелый командир, а начальником политотдела полка был Григорьянц. Полк имел 24 боевых установки «Катюша», по 8 установок в каждом из 3 дивизионов. Одна боевая установка выпускала при залпе 16 реактивных снарядов. Если давали дивизионный залп, то выпускали одновременно 128 снарядов. При полковом залпе на голову врагов летело 384 реактивных снаряда. Это было грозное орудие советской армии с ласковым названием «Катюша». 
   Наш полк огнем минометов поддерживал различные пехотные части. Он двигался в сторону хутора Песковатки, давая залпы в районе Мокрой балки, станции Воропоново и других местах, где особенно ожесточенно сопротивлялась окруженная группировка немцев. 
   На донском фронте под Сталинградом я был дивизионным разведчиком, рядовым солдатом. Очень трудно было с доставкой продовольствия: зимние бураны замели все дороги. Нам приходилось питаться трофейными продуктами или мясом убитых лошадей. 2 февраля 1943 года была завершена ликвидация окруженной группировки немецко-фашистских войск. 
  Сталинград лежал в руинах, кругом были зияющие пробоины стен, горы щебня от совершенно разрушенных зданий, огромные воронки от взрывов бомб и снарядов , изуродованные деревья без крон. Очень печальное было зрелище».